Главная страница Написать письмо Карта сайта     
О фирме ATLA Фотогалерея Наши Заказчики Рассказ о ковке Контакты Часто задаваемые вопросы Заказ бесплатного каталога


Ковка


1 | 2 | 3

Художественная ковка – один из древнейших способов обработки металлов. Его истоки на Руси были связанны с производством орудий труда славянскими племенами в VI – VIII веках. В древнерусском государстве кузнечное ремесло достигло высокого уровня. Во времена Киевской Руси кузнецы искусно ковали из железа и стали сельскохозяйственные орудия, предметы быта, инструменты, оружие и доспехи, конскую сбрую. Все эти изделия предназначались для практического использования, а потому делались добротно. Специалисты насчитывают более 150 видов предметов, которые выполнялись кузнечной техникой. Каждый из этих предметов имел различную форму и размеры. При том уровне техники это требовало от мастера большого опыта и навыка, так как различить, например, сорта стали малоуглеродистой и высокоуглеродистой можно только по характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке – по цвету каления, т.е. на глаз. О температуре отпуска стали, мастер судил по цветам побежалости и т.д. кузнечный мастер был не только исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексом технологических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкций и форм изделий, включая и художественно – декоративные качества. Изделия русских кузнецов служили украшением и дополнением к костюму – перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески и т.п.; украшали сбрую коня. Это были и петли на ларцы и сундуки, а также дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, бытовая утварь и множество других железных кованых изделий, которые по своим художественным качествам относятся ныне к области прикладного искусства и рассматриваются как художественное произведение.

Мастера – универсалы ковали все, начиная с подков, гвоздей, кос, топоров и заканчивая художественными ювелирными изделиями. Кузнецы узких специальностей совершенствовали технологию каждый в своей области. При производстве ювелирных и декоративных изделий появились и получили дальнейшее развитие прикладные штампы. Замочники стали изготовлять отдельные детали замков холодным способом. Появились такие инструменты, как напильники, тиски, зубила. Развивалась техника пайки, и мало – помалу замочники отделились от кузнецов, дав начало новой отрасли производства – слесарной, которая получила свое название в XVIII веке от немецкого слова schlisen (замок). Но основные приемы свободной ковки, известные еще с глубокой древности, сохранились до наших дней – это вытяжка, осадка, рубка, пробивка отверстий, изгибание, скручивание, насекание рисунка.

В русском искусстве художественные особенности железа в полной силе раскрылись в XVIII веке, чему способствовали достаточное количество металла, специализация в области художественного мастерства и большой опыт, накопленный мастерами. Многие кованые из железа работы предназначались для включения их в архитектуру. Оконные проемы закрывались ажурными решетками, от пожаров делали сплошные железные двери и ставни. Богато оформленные железные двери украшали каменные храмы. Двери зачастую соединяли несколько видов декоративного оформления. Кованые просечные полосы, розетки, сложные по силуэту накладки чередовались с росписью по железу, с литыми ручками, декоративными заклепками. Широко использовалась ковка для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов.

Ковка как один из способов обработки железа получает современную трактовку в работах наших мастеров, кованые изделия, воплотившие сложные приемы художественной ковки и новые оригинальные решения.

1 | 2 | 3
наверх


© WebMaster